Легенды

Линор Горалик. МИРЫ ВЕНИСАНЫ


Творчество Линор Горалик - это запутанные городские лабиринты, из которых не хочется выбираться, пока все не будет изучено.

МИРЫ ВЕНИСАНЫ - цикл произведений для детей и подростков, является частью вселенной Агаты.  На данный момент опубликовано четыре части истории, всего планируется шесть. 

СИНОПСИС НЕОПУБЛИКОВАННОЙ ПЯТОЙ ЧАСТИ

Спрыгнув с шестого этажа на пятый, Агата падает в песок посреди пустыни и, немного придя в себя, видит вдалеке два города: один, яркий и нарядный, поближе, другой, мрачный и темно-серый, подальше. По раскаленному песку, под палящим солнцем Агата с трудом бредет к яркому городу, понимая, что это тот самый город Азувим, в который она так мечтала попасть и в котором есть надежда найти “малого алого зверя левитана”, дающего забвение: Агата надеется принести его домой к родителям, и когда они забудут войну, они, наверное, снова полюбят друг друга… Иногда воздух перед Агатой начинает вибрировать и тонко звенеть, - она понимает, что это от жары, но внезапно из такого вибрирующего воздуха высовывается рука, украшенная колокольчиками, и хватает Агату за плечо. В ужасе Агата пытается вырваться, но понимает, что перед ней - живое существо. Именно так, - как вибрирующий воздух с человеческими руками, - выглядят шомемимы, народ пустыни, маги и заклинатели. Агата узнает, что шомемимы жили в пустыне с момента возникновения Венисаны, и изначально их магическая сила была почти безграничной, - она держалась на том, что вместо двух городов, Азувим и Мецуим, существовал один общий город, Ехудим, и его жители обращались к шомемимам за магической помощью каждый день. Но постепенно между жителями города стало возникать все больше разногласий: часть жителей хотела в основном отдыхать и развлекаться и ничего не помнить об ужасных событиях прошлого, в то время как другая часть хотела читать древние книги на древнем языке и ничего не знать о бедах настоящего. Постепенно те и другие начали селиться в разных кварталах города, поколение за поколением оказывалось все дальше и дальше друг от друга, дома в центре Ехудима начали разрушаться, середину Ехудима занесло песками пустыни, и в конце концов город раскололся на два: веселый Авудим, “город потерянных”, и суровый Мецуим, “город нашедшихся”. И те, и другие стали бояться магии, каждый по своим причинам, и в результате шомемимы почти забыли свое искусство; теперь они помнят только три заклинания. Одно позволяет создавать и разрушать любые предметы из песка, - так, шомемимы живут в песочных замках, едят из песочной посуды и ездят в песочных повозках, запряженных песочными волками, которые иногда сбегают и дичают. Второе позволяет наносить на человеческие тела особые татуировки, которые помогают тебе почувствовать то, что во время разговора чувствует твой собеседник: тебе становится больно, если ты своими словами причиняешь ему боль, страшно, если ты вызываешь у него страх, - и так далее; эти татуировки теперь - единственное, чем шомемимы зарабатывают на жизнь. А третье заклинание, увы, совершенно бесполезное: шомемимы умеют превращать одну песчинку в две, - но кому это нужно в пустыне, полной песка?
Агата решается на татуировку на щеке, потому что надеется, что когда она вернется домой, она наконец поймет, что на самом деле происходит с ее родителями, и отправляется дальнейший путь. Измученная и уставшая, она доходит до города Азувима. 

Среди ярких маленьких домиков, увитых веточными гирляндами, на широких улицах, украшенных цветными фонарями, веселятся жители Азувима. Агату тут же кормят, жалеют, ей дарят новое платье, она с детьми купается в огромном фонтане, - но ни на секунду не забывает, зачем пришла. Она начинает расспрашивать про малого алого зверя левитана и рассказывать про войну и про то, как ей важно спасти свою семью, - и ее татуировка немедленно начинает болеть, или зудеть, или резко пульсировать, а люди, с которыми она пытается говорить, молча срываются с места и уходят или поворачиваются к Агате спиной и делают вид, что перестают ее слышать. Даже когда Агата в прямом смысле слова припирает одну из своих собеседниц к стене (ее татуировка при этом наливается кровью и отчаянно болит), эта женщина растерянно спрашивает: ”О какой войне вы говорите? Я ничего не понимаю!” Внезапно Агата узнает женщину: это парикмахерша с первого этажа, Агата не раз видела ее в своем родном городе, она бежала в Азувим после войны, - но женщина клянется, что никакой войны не помнит. “Значит, - говорит Агата, - вы должны знать, где мне найти малого алого зверя левитана!” - но женщина говорит, что это все сказки, и что если Агата верит в зверя левитана, то она “безумнее Энны”. В отчаянии Агата напоминает женщине, что у неё был брат, и спрашивает, неужели она забыла и собственного брата. И хотя женщина гневно отвечает, что ее брат живет теперь в Мецуиме, а все, живущие в Мецуиме - дураки и мерзавцы, татуировка помогает Агате понять, что женщина в этот момент испытывает острую, болезненную печаль. К разговору присоединяется прохожий, другой, третий: оказывается, что у всех в Мецуиме есть родственники или знакомые, и все они - мерзавцы, - но каждый, кто так говорит, явно страдает в момент разговора. Окончательно растерявшись, Агата понимает, что если она хочет найти малого алого зверя левитана, ей придется идти через всю пустыню в город Мецуим.

Агата в ужасе - она не понимает, как выдержать дорогу под палящим солнцем, через раскаленные пески. Взяв с собой рюкзак с водой и намотав на голову мокрую тряпку, она пускается в путь. Когда в дороге ей встречается озеро, она сперва думает, что это мираж, - но озеро оказывается настоящим: отсюда оба города черпают питьевую воду. Агата решает передохнуть - и видит, что в озере плавает девочка примерно ее же возраста. На вопрос изумленной Агаты о том, кто она такая, девочка отвечает, что она - “Безумная Энна”. Выясняется, что девочка упорно считает себя ундиной и готова подраться с Агатой, если Агата откажется признавать ее таковой. Раньше Энна жила сперва в Авудиме, а потом в Мецуиме, но оба города выгнали ее: Мецуим - за то, что она отказывалась считать себя обычной девочкой, а Авудим - за то, то там терпеть не могут ундов. Теперь она живет тут, на берегу озера, плавает целыми днями, а родители тайком приносят ей еду. “Если ты ундина, то ты наверняка умеешь плавать под водой”, - говорит Агата, - но Энна, конечно, ничего такого не умеет. Тогда Агата, наученная габо дышать под водой, ныряет в пруд и показывает Энне, как это делается. Счастливая Энна в благодарность рассказывает Агате легенду: мол, под всей пустыней от этого пруда расходятся водные коридоры, и некоторые из них ведут прямо в Мецуим и в Авудим. Вместе девочки действительно находят такие коридоры, и по одному из них Агата доплывает до самого Мецуима.

Улицы этого города пыльны, узки и пусты, и Агата с трудом находит открытую дверь, ведущую в дом. Все стены этого дома заняты старыми-старыми книгами, и все, даже дети одеты тут, как старики, а с потолка до самого пола часто-часто свисают толстые шнуры с тяжелыми кистями, - чтобы дети не могли бегать и ходили медленно и чинно. С кем бы Агата ни заговорила о малом алом звере левитане, все приходят в ужас: как можно хотеть забыть прошлое? Помнить прошлое, по мнению жителей Мецуима, очень-очень важно, важнее всего на свете: они целыми днями изучают прошлое по старинным книгам. Агата находит брата женщины из Азувима, но он гневно говорит ей, что ничего не помнит и знать не хочет о войне: о ней ведь в старинных книгах ничего не написано! То же самое повторяет ей каждый, с кем она встречается в Мецуиме, - и каждый ругает негодяев из Азувима, совершенно наплевательски относящихся к древней истории. Не выдержав, Агата кричит, что лучше бы мудрецы Мецуима интересовались той историей, которая творится прямо сейчас, а иначе война придет и к ним в дом, - и ее выгоняют из города.

Оказавшись в пустыне, взбешенная Агата по вибрации воздуха находит шомемимов. Ей ясно, что нужно делать, чтобы предотвратить войну между двум городами. Она говорит шомемимам, что их «бесполезное» третье заклинание сейчас пригодится: для дела понадобится больше песка, чем есть во всей пустыне. К утру шомемимы по просьбе Агаты возводят между городами огромную стену. Через несколько часов все жители городов скапливаются по обе стороны стены: «Вы не смеете так делать! У меня там сестра! А у меня брат! А мои друзья живут в Авудиме! А мои в Шомемиме!..» Столкнувшись лицом к лицу с перспективой быть по-настоящему разлученными навеки, жители обоих городов начинают понимать, как они дороги друг другу. Агата ставит условие: шомемимы снова превратят стену в песок, если жители Авудима и Мецуима поклянутся расчистить дорогу между городами и разрешить детям ходить друг к другу в гости и вместе отмечать праздники. Люди соглашаются. Как только стена исчезает, к шомемимам возвращается память об их магическом искусстве, и Агата требует у них малого алого зверя левитана. И тут выясняется, что для каждого человека малый алый зверь левитан, дающий желанное забвение, – это его собственное сердце. Слово «левитан» составлено из двух слов на языке древних книг: «лев» - «сердце», и «итен» - «даст». «Твое сердце даст тебе забвение, повторяя одни и те же вопросы, до тех пор, пока ответы не начнут тебе нравиться», - говорят Агате шомемимы, - «Но хочешь ли ты начать задавать себе такие вопросы, пока все не забудешь? Захотят ли твои родители забыть войну? Забыть погибших товарищей? Забыть подвиги своих соратников?..״ Агата понимает, что не может требовать от родителей ничего подобного и что ей придется искать других путей к спасению своей семьи.

Теперь все, что могут сделать для неё шомемимы, - это отправить ее на первый этаж. Агата спрашивает, нет ли у них магии, которая заставляет людей полюбить друг друга заново. Но такой магии, увы, не существует. Шомемимы обещают, что Агата заснет – и проснется ровно там, где захочет оказаться. Агата загадывает проснуться в родительском доме, в своей постели, и, закрывая глаза, успевает подумать: «Все это не конец еще. Не конец».