Легенды

Кир Булычев. ЗАПОВЕДНИК СКАЗОК

Повести Кира Булычева «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович» продолжают цикл книг о приключениях Алисы Селезневой – девочки из будущего. В Заповеднике сказок, где живут самые настоящие сказочные персонажи, пропал директор Иван Иванович Царевич. Обеспокоенные герои сказок просят Алису помочь разоблачить заговор бывшего Папы-яги Кусандры, найти, а затем и расколдовать пропавшего директора. Для этого Алисе придется отправиться в далекую легендарную эпоху. Для среднего школьного возраста. 


О КНИГЕ 

Александр Ройфе: 

«В повестях «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович», которые вошли в эту книгу, сказки народов мира, знакомые всем нам с раннего детства, переплетаются с фантастикой о будущем. В этом будущем никто из взрослых не спешит верить в сказочных персонажей. Один лишь историк Иван Иванович Царевич выдвигает теорию, что персонажи эти существовали на самом деле и жили где-то между ледниковыми периодами. При помощи машины времени он отправляется в прошлое и находит там дракона, короля, русалку, гномов, Красную Шапочку… Всем этим героям он предлагает перебраться в будущее, где организуется Заповедник сказок. 

Но в сказках, как мы знаем, не все персонажи добрые. Кощей Бессмертный проник в заповедник под чужим именем и немедленно принялся строить планы по захвату власти. И вот эти планы уже сбываются: Иван Иванович превращен в козлика, обитателям заповедника предложено подчиняться новому повелителю и почитать его. Кто же придет им на помощь?! Ведь ни один взрослый в будущем в сказки не верит! 

К счастью, в сказки готова поверить Алиса Селезнева. К счастью, она добра и отзывчива и не сможет оставить сказочных персонажей в беде. К счастью, она достаточно смела, чтобы отправиться в заповедник, а когда понадобится – и в легендарную эпоху. Еще Алиса умна и сообразительна. Повезло заповедным жителям, что и говорить!» 

ПЕРСОНАЖИ

•Алиса Селезнёва, она же Золушка

•Профессор Селезнёв, её отец

•Иван Иванович Царевич — директор Заповедника сказок, превращённый в козлика

•Кусандра, он же Папа-Яга — колдун, заместитель директора заповедника

•Волк — наперсник Кусандры, называет себя вегетарианцем. С его слов, очень любит морковь

•Кот в сапогах — ещё один наперсник Кусандры. Влюбчивый

•Свен, он же Веня — норвежский гном. Привел Алису в заповедник. У него есть тетя — гномиха Дагмара, и два работящих брата. Объявил своей невестой Алисину куклу Дашу, которую забрал с собой в заповедник

•Король

•Прекрасный лебедь, работающий в заповеднике Гадким Утёнком

•Спящая Царевна

•Три поросёнка

•Русалка

•Змей Гордыныч — сказочный дракон, которого Кусандра привёл к профессору Селезнёву. Его сестра — Лох-несское чудовище

•Дед Мороз («Мороз Тимофеевич») и Снегурочка

•Работящая Бабушка и ленивая Красная Шапочка

•Медведь-молчун


СЮЖЕТ

Основные сказочные мотивы в сюжете: 

- Сказочное Тридесятое царство, которое заключено в заповеднике. В Тридесятом Царстве все «реально»: читатель не воспринимает Заповедник Сказок как нечто выдуманное. Совершенно не кажется странным, что в волшебной стране живут русалки, гномы и т.п. Наоборот, это Алиса рассматривается как сверхъестественный, чужеродный объект, который там появился. «Как раз человек в сравнении с волшебными существами воспринимается как нечто сверхъестественное… а волшебные существа куда естественнее и ближе к природе, чем человек. Такими уж они родились». Именно поэтому гном Веня предлагает Алисе стать на время Золушкой, которой прежде не было в Заповеднике Сказок. Этот волшебный мир замкнутый, он соприкасается с миром реальным лишь косвенно (визит Кусандры, помощника директора в заповеднике по хозяйственной части, к доктору Селезнёву для лечения дракона). В остальном, мир реальный и мир сказки никак не пересекаются, обычные люди приходят в заповедник, как в зоопарк, чтобы просто посмотреть на волшебные «экспонаты», при входе в заповедник все звуки реального мира исчезают. 
В самом начале повести гном Веня сокрушается, что в новом времени никто не верит в сказки, даже Алиса Селезнева. Ведь в век царствования науки, кажется совершенно абсурдным существование волшебства. Хотя в финале произведения, после всех испытаний вера в сказки снова возвращается. 
Пространство волшебной страны сконструировано по законам реального мира. В заповеднике есть свои правила, за нарушение которых можно отправиться в подвал в заключение, так же есть определенные социальные слои, так называемы управленцы и обычные граждане. В заповеднике живут все представители разных сказок 

-Проникновение Героя в необычную страну. В волшебную реальность «Заповедника сказок» попадает обыкновенная девочка Алиса Селезнева, которая живет с папой в совершенно нормальном доме. Хотя тут стоит сделать небольшое отступление, сказав, что главная героиня не совсем «обычный» ребенок. Она учит марсианский язык, общается с друзьями по «видеофону», а ее отец, профессор Селезнёв, является специалистом по «животным с других планет». Но для «далекого будущего» все эти факты являются совершенно нормальными, а вот сказочные существа вызывают недоверие. «– Но дракон не зверь, – сказала Алиса. – Он сказочное существо. – Просто сказочных существ не бывает, – сказал отец. – Всему на свете есть научное объяснение. Только его не всегда сразу найдешь». Так же, стоит отметить специфический способ попадания героя в сказочную страну. Алисе Селезневой показывает «запасной выход для служащих» гном Веня. То есть, вполне себе обыденная деталь. Во всех публичных местах присутствуют «служебные входы» для персонала, а «Заповедник сказок» является общественным учреждением. 
-Путешествия во времени. В повести «Заповедник сказок» Кир Булычев использует настоящую машину времени, представленную в виде будки, которая при работе искрится и пускает дым. С ее помощью Кусандра отправился в «Легендарную эпоху», чтобы избежать. 

- Превращения. В повести Кира Булычева директора заповедника Ивана Ивановича Царевича Кусандра превратил в маленького козленка. Важным фактором здесь является причина превращения – злой волшебник хочет сбежать со всеми сказочными существами в «эпоху легенд», чтобы стать «господином мира». И, казалось бы, может его намерения благородны, когда звучит монолог Кусандры, о том, что все они прозябают в этом заповеднике, превращаются в камни, в экспонаты, когда «на нас глядят ихние культурные дети». Но в конце своей речи злодей замечает, что хочет быть «наглее всех, сильнее всех, богаче всех», раскрываются его истинные цели (для их достижений Кусандре очень мешал Иван Иванович Царевич, поэтому он и превратил директора заповедника в козленка). 

- Счастливый финал. Героиня проходит сквозь все испытания и добивается своего: злые помощники Кусандры наказаны, правда об исчезновении директора раскрыта. Но, сам злодей убежал в «Легендарную эпоху», и никто не знает, как расколдовать Ивана Ивановича Царевича. 

То есть финал произведения Кира Булычева можно назвать открытым, хотя сказка продолжается в следующей повести писателя «Козлик Иван Иванович».